Современная российская культура

Обсуждение политики, экономики, демографии и истории стран «русского мира».

Сообщение Rilmard » 29 июл 2014, 17:09

Я думаю, что На Руксперте нужна статья по этой теме. Вокруг культурных феноменов строится национальная идентичность. У нас же получилось так, что наши культурные феномены застыли глубоко в прошлом. Да, это хорошо, что мы чтим Пушкина, храним традицию русского балета, смотрим советские фильмы, проносим сквозь время память великих побед... Но в чём культура нашей современности? В чём Россия? Ни Русь, ни Российская Империя, ни Советский Союз, а Россия. Многие наши патриотические движения часто падают в ловушку времени, замыкаясь на том или ином историческом периоде. Будь то язычники-родноверы, империалисты-монархисты или поклонники наследия дедушки Ленина. Именно потому такое происходит, что мы слишком мало понимаем в том, кто мы такие сейчас. Нам надо начинать созидать новую культурную почву. Возможно, опираясь на старое, но не застывая в нём, как в янтаре муха. Иногда элементы культуры взрастают из протестных настроений, иногда даже весьма маргинальных, как многие Западные музыкальные стили. Иногда это следствие смелого эксперимента над действительностью. Иногда переосмысление чего-то уже бывшего или имеющегося вовне. Нам нужны кирпичи для строительства новой самоидентичности. Две революции уничтожили огромные пласты, стёрли традиции, объединявшие нас и дававшие нам ответ на вопросы: кто мы такие, за что мы боремся и ради чего живём. Прошлое уже не вернуть, оставим его музейному мрамору. Давайте начинать собирать наш цивилизационный код в настоящем. Успешная культурная экспансия США и значительное влияние элементов культуры азиатской происходит благодаря тому, что они не застыли в прошлом. Давайте же подумаем, какие удачные ростки мы имеем на данный момент, которые можно было бы вытащить на свет, удобрить и красиво преподнести. Наша страна слишком велика и не сможет себе позволить долго двигаться по инерции. Тут вопрос не культурной победы, а простого выживания. У нас больше нет общей ни религиозной, ни светской идеологии. У нас и идеи-то пока ещё толком нет. Но культура-то у нас быть должна. В новой действительности наша страна очень юна. Но время играет не в нашу пользу.
Аватара пользователя
Rilmard
 
Сообщения: 66
Зарегистрирован: 21 апр 2014, 12:05
Откуда: Москва

Сообщение POLIGON » 29 июл 2014, 21:56

Возможно не получится создать единый культурный пласт, наша история слишком длинна и слишком противоречивая. Как к примеру объединить советский период и имперский?
Аватара пользователя
POLIGON
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 11 апр 2014, 23:22
Откуда: Рязанская область

Сообщение AlexBond » 31 июл 2014, 14:18

Объединять культурные пласты надо, и это возможно. К примеру, в XIX веке на методы и принципы доминировавшей в конце XVIII-начале XIX века архитектуры неоклассицизма были объединены с возрожденными традициями древнерусской архитектуры, в результате чего возник неорусский стиль (Храм Христа Спасителя, исторический музей и ГУМ в Москве, а также множество других зданий). В ту же эпоху начала активно развиваться живопись на исторические темы, начали массово ставить памятники историческим персонажам (Тысячелетие России и др.).

По этим примерам видно, что один из основных методов развития культуры - это применение новейших технологий и культурных традиций ко всему материалу истории страны и ко всему ее культурному наследию. Художники Брюллов и Иванов писали картины на античные и библейские сюжеты, художники следующего поколения, Суриков и Васнецов, пользуясь наработанными приемами и традициями, писали картины на сюжеты из истории России, из славянской мифологии и русских сказок.

По той же логике, нам в наше время нужны фильмы, мультфильмы, сериалы, компьютерные игры, комиксы и т.д. на темы древнерусской, московской, имперской и советской России. Нужно использовать современные приемы построения сюжета типа принятых в том же Голливуде (основная проблема российского кино - ужасные сценарии), успешный пример типичного голливудского сюжета на нашу тему - фильм "Легенда №17". Нужно превращать удачные проекты во франшизы и торговать связанной с ними сувенирной и прочей продукцией - тут тоже некоторые успешные примеры есть, например та же серия мультфильмов про трёх богатырей (за исключением последнего). Нужно использовать приёмы, наработанные в смежных жанрах - например, сейчас у нас собираются снимать сериал "Викинг" по древней истории России, но со стилистикой, заимствованной из "Игры Престолов", может быть получится что-то.

Также нам нужна литературная и кино-фантастика о будущей России. Нам нужно разнообразное и интересное фэнтези о прошлой России - не только уже имеющееся так называемое "славянское" или "языческое фэнтези", но и "имперское", "православное", "казачье" и прочее.

Нам нужно четко обозначить ценностные ориентиры в нашей культуре. В советское время, например, в число ценностных ориентиров входила борьба с эксплуататорами и проклятым прошлым ("Броненосец Потёмкин", упор во многих фильмах и книгах на "хороший" народ и "плохую" элиту), защита родной земли ("Александр Невский", фильмы о ВОВ), выход в люди "простого советского человека" и прочее на тему "как хорошо в стране советской жить" (своеобразный аналог голливудских фильмов о реализации "американской мечты").

В современных условиях могут быть актуальны как вечные темы, типа защиты Родины или семейных ценностей, так и более специфические вещи - например, тема информационных войн прошлого и настоящего, тема современного и исторического геополитического противостояния, тема дружбы народов, тема возрождения России, тема социального подвижничества (когда вопреки скептицизму окружающих люди делают что-то хорошее, какие-то социально значимые вещи), тема новых технологий, тема освоения Сибири и Арктики, тема исследования и колонизации Космоса. Весьма важны также темы, связанные с интернет-средой.

Нужно развивать потенциально многообещающие, но нераскрученные темы. У нас, например, практически нет ни книг, ни фильмов по огромным пластам и по важнейшим персонажам русской истории - в нашей культуре не раскручена тема русских кругосветных мореплавателей, землепроходцев и первооткрывателей Сибири (кое-что есть по Арктике, но мало), практически не затронуты кинематографом и литературой целые эпохи истории (весь 15 век, например) . У нас мало реализованы в массовой культуре такие феномены, как варяги (т.е. викинги в Восточной Европе) и казачество (аналог английского пиратства и американских пионеров на Диком Западе). А ведь варяги и казаки ничем не хуже викингов и пиратов, которые являются столпами популярной культуры на Западе. У нас много делалось и делается в сказочном жанре, но вот хорошего фэнтези или историко-мифологического кино (да и книг, в общем-то) на русские темы почти нет.

Еще одна важная вещь: деятелям от культуры нужно уяснить, что основные цели творчества для масс - это развлечение публики (но без пошлости и низкопробного юмора), внушение гордости за свою страну и народ, а также создание ярких позитивных примеров для подражания и стимулов для развития, создание новых широко воспроизводимых образов и новых интересных идей. Именно этого общество ждет от произведений культуры, а вот такие вещи, как самовыражение уникальной личности автора, обличительство социальных пороков, поливание грязью своей страны и ее истории, низкопробное копирование западных полицейских боевиков и молодежных комедий про пьянки, вечеринки и зомби-апокалипсис - всё это зло и шлак, и хотя на таких вещах изредка можно заработать, но в долгосрочном плане они обществу не нужны.
Аватара пользователя
AlexBond
 
Сообщения: 493
Зарегистрирован: 31 мар 2014, 06:14

Сообщение POLIGON » 31 июл 2014, 20:36

AlexBond писал(а):Объединять культурные пласты надо, и это возможно.


Алекс, но вы не ответили на главный вопрос, каким образом можно объединить культуру разных эпох. Вот, смотрите, к примеру разделим историю России на три периода, имперский, коммунистический и сегодняшний (условно) демократически, (хотя от западной модели так яростно навязываемой нам в 90-е мы отказались, а свою пока не выработали, но получается сейчас где-то среднее между западной моделью с советскими элементами), люди же когда с ними начинаешь разговаривать или заполняют анкеты в соц. сетях четко указывают, чего они придерживаются. В основном это или монархия (имперская эпоха), либо коммунизм. Вот отсюда и возникает вопрос, как объединить эпохи, которые открыто противопоставляют друг другу. Как сделать так, чтобы люди указывали (условно) импереалистическо-коммунистическо-демократические, просто данному периоду пока не придумали название. Одни любят монархию, другие коммунизм и постоянно спорят, что лучше. Люди ошибочно указывают это как политические предпочтения, но это не так. Они обсуждают не полит. систему, а жизнь страны в эти годы. А жизнь, традиции, система были абсолютно разные. И как с эти периоды связать с нашей православной культурой, ведь в империи люди ходили в бой под православными стягами, а в сов. время были атеисты. Как сделать так, чтобы человек гордился всей историей, а не выбирал определенные моменты?!

Вы воспроизвели поэтапную систему возрождения патриотизма различных эпох с помощью кино, в чем я с вами согласен. У нас сейчас экранизируют либо древнее время, либо 20-ый век, а огромный разрыв между ними остается полностью пуст. Да даже фильмы про наши дни не вполне адекватные, как в низ показывают современную действительность, просто поражаешься, даже полицию и то показывают с худшей стороны. С такими фильмами мы будем гордиться прошлым, но проклинать настоящее. Почему нет фильмов, где бы показали лучшую сторону нашей полиции. Исполнилось 40 лет Альфе, где фильм про нее, а там даже выдумывать ничего не нужно, такой боевик можно снять. И почему подобные фильмы показывают по центральным каналам которые контролируются государством. Вы привели пример Легенда № 17, а я приведу пример фильм "Шпион", по роману Акунина. Который также снят в жанре Голливуда, но с такой ненавистью к народу и стране, что просто поражаешься. И какая будет культура когда один фильм противоречит другому. А Голливуд строго, идет в своих рамках.
Аватара пользователя
POLIGON
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 11 апр 2014, 23:22
Откуда: Рязанская область

Сообщение Rilmard » 01 авг 2014, 07:44

Нужно вычленить элемент преемственности, по которому идёт развитие и перетекание одного в другое. Православная империя впитала в себя многие особености мировосприятия языческой Руси, а Советский Союз в своей идеологии нёс достаточно от христианской морали. Нужно видеть, как одно перетекает в другое в эволюционном (а порой в революционном) процессе. Нужно связать разрозненне слайды в цельный фильм.

Но я не совсем об этом. Я хочу увидеть что происходит сейчас на более приземлённом, субкультурном слое. То что потом и становится элементами глобальной культуры. В США появились многие музыкальные стили, которые стремительно завоевали мир. Возникли разнообразные молодёжные движения на их основе. Япония наводнила рынок уникальной мультипликацией (которая тоже породила своего рода субкультуру). А какие уникальные ростки чего-либо подобного можно вычленить у нас сейчас? Не нужно искать что-то архивозвышенное. Оно может быть и совсем неприглядным, а то и вовсе отталкивающим. Его главное поднять на свет и умеючи обкатать. Можно и полицейского преподнести конченным подонком, а можно и из мафиози вылепить Робин-Гуда, образно говоря. И можно в самом глубоком андеграуде углядеть что-то вполне культурно своё, а также вирусное для распространения. И в нём не обязательно должно быть прямое повторение чего-либо из нашего прошлого. Главное, чтобы оно несло отпечаток национальной особенности. Несло черты, характерной именно для нас, ментальности. Ведь воинский дух одинаково способны передать и древнерусская кольчуга, и комуфляж "Вежливых Людей".
Аватара пользователя
Rilmard
 
Сообщения: 66
Зарегистрирован: 21 апр 2014, 12:05
Откуда: Москва

Сообщение AlexBond » 01 авг 2014, 18:02

Что касается объединения эпох, то для начала надо отказаться от жесткого противопоставления их. Многие люди отдают предпочтение той или иной эпохи только из-за того, что верят в определенные белые мифы про эту эпоху и в черные мифы про другие эпохи, а также потому, что их привлекает антураж, внешние культурные проявления эпохи. Для того, чтобы связать нашу культуру в единое целое в первую очередь нужно пресечь распространение черных мифов. Затем, нужно искать формы объединения и совмещения культурных явлений и форм разных эпох. Вот, например, недавно появилась песня "Вежливые люди" - про современность, но совершенно в советском стиле, и исполняет хор Красной Армии. Или, например, когда церковный хор исполняет советские песни - это тоже совмещение разных эпох.

Далее, как предложено выше, безусловно, нужно искать и подчеркивать преемственность в культуре. Ведь на самом деле Советская Империя плоть от плоти Российской Империи, а современная Россия плоть от плоти СССР. Достижения новой эпохи всегда основаны на достижениях прошлой эпохи - это хорошо видно по серии статей Крупные российские проекты. Также и статьи Руксперта про изобретения, про оружие и т.д., надеюсь, будут показывать преемственность. Вообще говоря, одна из величайших проблем, оставленных нам советской властью - это подорванная историческая преемственность, сотни тысяч дворянских семей и прочих носителей исторической памяти выехали за границу, многие люди вынуждены были скрывать свое "непролетарское" происхождение и отказываться от семейной преемственности. Но, несмотря на усилия большевиков, осталась преемственность многих общественных институтов - университетов, музеев, предприятий и т.д. Остались все те же русские города, осталась православная церковь, даже в Красную Армию перешли многие офицеры и бойцы царской армии. Вот всю эту оставшуюся преемственность надо беречь, а по возможности восстанавливать утраченное. Поэтому когда Путин недавно возродил Преображенский и Семеновский гвардейские полки, а вчера предложил восстановить Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле, лично меня это очень обрадовало. Как в свое время обрадовало и возвращение Путиным музыки советского гимна (гимн России в сочетании с ее флагом и гербом - это вполне себе совмещение советского и досоветского периодов). Просто надо отбирать всё лучшее, что было в предыдущих эпохах, восстанавливать это, беречь и развивать. И не нужно бояться совмещать.

Что касается элементов новой культуры, которая была бы именно современно-российской, да при этом отличной от культуры предыдущих эпох и востребованной в мире, то тут сложно что-то разглядеть и предсказать заранее. Что вообще дала Россия миру?

*Русские сказки, славянская мифология
*Древнерусская архитектура, шатровое зодчество, русское барокко, неорусский стиль, неовизантийский стиль, конструктивизм, сталинский ампир (из этих стилей на развитие мировой архитектуры огромное влияние имел конструктивизм)
* Русская философия - соборность, космизм
* Русская иконопись, исторические и мифологические полотна на русские темы, русский авангард (супрематизм, абстрактная живопись)
* Поэзия и проза Золотого Века (Пушкин, Лермонтов, Гоголь), традиции литературы реализма, историческо-семейные эпики (Толстой), психологические детективы (Достоевский), авангардная поэзия и литература (Серебряный век, Блок, Маяковский)
* Русская классическая музыка, опера и балет
* Театральная школа Станиславского и драматургия Чехова
* Монтаж в кино, советские фильмы-сказки и мультипликация (были весьма востребованы за рубежом в свое время)
* Советские песни, отчасти русские романсы и народные песни (советские крайне популярны в Китае, например)

Все эти достижения можно разделить на две категории. Во-первых это произведения в рамках уже давно существующих культурных жанров, направлений и техник, но на русскую тематику, отражающие русскую специфику и русские ценности - если действовать в этом направлении и создавать произведения "внутрироссийского употребления", но при этом делать всё хорошо и качественно, то рано или поздно здесь появятся шедевры, которыми заинтересуется весь мир. Во-вторых, можно развивать искусство в авангардных, неклассических областях, связанных с новыми технологическими возможностями (в начале XX века таким направлением было кино и конструктивистская архитектура, впоследствии - комиксы, анимация, электронная музыка, рок и металл, компьютерные игры и компьютерная графика в кино), либо с новыми социальными реалиями или новыми способами восприятия мира (символическая поэзия, абстрактная живопись, постмодернистская литература, различные формы протестной культуры).

Таким образом, нам нужно либо создавать шедевры высочайшего уровня в уже установившихся жанрах и формах искусства (в первую очередь массовых, типа кино и компьютерных игр), либо искать новые жанры, формы, стили с использованием новых технологий, новых взглядов на мир, уникального совмещения различных методов и стилей.
Аватара пользователя
AlexBond
 
Сообщения: 493
Зарегистрирован: 31 мар 2014, 06:14

Сообщение POLIGON » 02 авг 2014, 00:05

Rilmard писал(а):В США появились многие музыкальные стили, которые стремительно завоевали мир. Возникли разнообразные молодёжные движения на их основе. Япония наводнила рынок уникальной мультипликацией (которая тоже породила своего рода субкультуру).


Это какие направления? Похабные, матерящиеся реперы или обдолбанные панки? Похабный, низкосортный юмор или садистские фильмы типа "Пила" или "Хостел". Это пример для молодежи?

Уникальная Японская мультипликация, это их угловатые мультфильмы, которые имеют банальный, незамысловатый сюжет, откровенно плохую графику и Японскую нам не понятную мораль. Долго у нас гремел японский, уникальный мультфильм "Покемон", пока не поняли, что от него вреда гораздо больше чем пользы. Дети становятся зависимы, от подобного рода уникальности. А молодежь подсаживается на аниме, и фанатеют от него. Забывая тем самым родную культуру.
Аватара пользователя
POLIGON
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 11 апр 2014, 23:22
Откуда: Рязанская область

Сообщение POLIGON » 02 авг 2014, 00:13

AlexBond писал(а):Что касается объединения эпох, то для начала надо отказаться от жесткого противопоставления их. Многие люди отдают предпочтение той или иной эпохи только из-за того, что верят в определенные белые мифы про эту эпоху и в черные мифы про другие эпохи, а также потому, что их привлекает антураж, внешние культурные проявления эпохи. Для того, чтобы связать нашу культуру в единое целое в первую очередь нужно пресечь распространение черных мифов.


Но как возможно объединение, если даже по религиозным параметрам оно не возможно. Религиозные люди всегда будут предпочитать империю, чем СССР, это две разные культуры и их вряд ли удастся так просто сочетать. Разве что наводнить их белыми мифами. Возьмем казаков, соединения которых сейчас возрождаются. У них все обычаи царские. И как они примут культуры СССР, если советская власть с ними жестоко расправилась и все время на них были гонения.
Аватара пользователя
POLIGON
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 11 апр 2014, 23:22
Откуда: Рязанская область

Сообщение Rilmard » 02 авг 2014, 00:23

Poligon, Вы не правы. Может многие музыкальные направления Запада и начинали в глубоком и затхлом подполье, но они уже давно успели эволюционировать в значительно большее. Там много интересных и сложных стилей. И их фильмография отнюдь не ограничивается "Пилой".

Опять-таки. Японская анимация не ограничена покемонами. Есть значительное количество мультфильмов с красивой графикой, глубокими сюжетами и очень интересной философией. Зачем огульно осуждать? Это всё равно что сводить русскую поэзию до похабных стишков и застольных песен.
Аватара пользователя
Rilmard
 
Сообщения: 66
Зарегистрирован: 21 апр 2014, 12:05
Откуда: Москва

Сообщение AlexBond » 02 авг 2014, 09:08

POLIGON писал(а):Но как возможно объединение, если даже по религиозным параметрам оно не возможно. Религиозные люди всегда будут предпочитать империю, чем СССР, это две разные культуры и их вряд ли удастся так просто сочетать. Разве что наводнить их белыми мифами. Возьмем казаков, соединения которых сейчас возрождаются. У них все обычаи царские. И как они примут культуры СССР, если советская власть с ними жестоко расправилась и все время на них были гонения.


Есть советский фильм "Кубанские казаки", есть песня "Едут по Берлину наши казаки". В области религии также есть хоть и немногочисленные, но позитивные моменты взаимодействия советской власти с церковью.

И опять же, речь не идёт об одновременном возрождении и существовании СССР и царской России. Мы должны выстраивать новую страну, отвечающую требованиям современности и учитывающую прошлые ошибки, но при этом нам надо по-возможности сохранить и восстановить всё то лучшее, что было в предыдущих периодах нашей истории.
Аватара пользователя
AlexBond
 
Сообщения: 493
Зарегистрирован: 31 мар 2014, 06:14

След.

Вернуться в Россия и русский мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron